Задержка психоречевого развития у детей: что это такое, почему появляется? Симптоматика, диагностика, лечение и способы коррекции в памяке врачу-неврологу.
ЗПР (код по МКБ-10 F80) расшифровывается как задержка психоречевого развития.
В некоторых случаях используются сокращения ЗРР (задержка речевого развития), ЗПР (задержка психического развития) и ЗПРР.
↯
Больше статей в журнале
«Заместитель главного врача»
Активировать доступ
Однако обычно под термином ЗПР понимают именно задержку психического и/или речевого развития ребенка.
Это может быть следствием психосоциальной депривации, нарушения слуха, психических отклонений, аутизма, неонатальных поражений головного мозга и пр.
ЗПР встречается приблизительно у 3-10% детей, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Международный классификатор болезней 10-го пересмотра, краткая версия в Системе Консилиум
Причины развития
Речь представляет собой моторный акт артикулярной реализации вербальных реакций, а язык — это символы для взаимоотношений людей.
Реализация символов в язык и речь происходит за счет сложнейших реакций в головном мозге, для которых необходимы следующие элементы:
- зрение — малыш должен видеть, как взрослые произносят слова, чтобы потом повторять за ними;
- слух — ребенок говорит то, что он слышит;
- нормальная работа ЦНС, сенсомоторных проводящих путей;
- нормальная анатомия мышц гортани, неба, языка, челюстно-лицевой области.
Нарушение в каком-то звене приводят к задержке психоречевого развития маленького пациента. Более половины случаев нарушения речи у детей приходится на задержку психического развития.
Читайте также: Код мкб рак почки
И чем сложнее расстройство, тем тяжелее дефект речи обнаруживается.
Как правило, это связано с какими-то генетическими или хромосомными патологиями, внутриутробным инфицированием малыша, чаще встречается у недоношенных, после перенесенной острой гипоксии в родах, ядерной желтухи, воспалений вещества и оболочек головного мозга. В ⅓ случаев причину ЗПР установить не удается.
Следующей по частоте причиной является аутизм. Обычно он дебютирует в первые три года жизни ребенка, чаще у мальчиков.
У малыша отсутствует визуальный контакт с окружающими, он малоэмоционален, для него характерны какие-то постоянно повторяющиеся (ритуальные) действия и стереотипные движения.
Речь обычно эмоционально не окрашена, односложная.
✪ Расстройство экспрессивной речи: памятка для родителей в Системе Консилиум
ЗПР может развиваться при элективном мутизме. Это состояние, когда ребенок может, но не хочет говорить.
Элективный мутизм — семейная психопатология, больше характерна для девочек.
Детский церебральный паралич может протекать с нарушением речи и/или психического развития. Последнее бывает при наличии дефектов в коре головного мозга.
Нарушение нервно-психического развития и речи характерно для многих заболеваний, связанных с полным или частичным снижением слуха: синдром Гурлера, Гунтера, Сентера, Стиклера, Моро и другие.
В некоторых случаях возможна задержка только речевого развития, без сопутствующий психических изменений.
Например, такое бывает при кондуктивной тугоухости, при билингвизме в семье, при психосоциальной депривации (при низком социальном уровне жизни, редком и холодном отношении с родителями, стрессах).
Также более позднее начало речи может быть связано с индивидуальными особенностями личности, часто генетически детерминированными.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ-10 ЗПР кодируется в нескольких вариантах:
- F80.1 — нарушение экспрессивной речи (уровень произношения речевых звуков ниже возрастной нормы, но в целом ребенок разговаривает нормально);
- F80.2 — рецептивной речи (ребенок понимает язык и произносит звуки ниже своей возрастной нормы);
- F80.9 — неуточненные нарушения с ЗПР;
- F83 — специфические смешанные расстройства психологического развития.
Отдельно шифруются заболевания, для которых также может быть характерна ЗПР, код по МКБ-10 в этом случае соответствует патологии, например, речевые нарушения при аутизме проходят под шифром F84, при умственной отсталости — F70-F79, при элективном мутизме — F94.0, при потере слуха — H90-91 и пр.
Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.
Классификация
Единой клинической классификации нет. Выделяют ЗПР с нарушением экспрессивной и рецептивной речи (что отражено в МКБ-10). Помимо этого, выделяют алалию и дизартрию.
Алалия (синоним — дисфазия) — нарушение воспроизведения звуков, в основе которого лежит недостаточное развитие речевых центров коры больших полушарий головного мозга.
При этом дети достаточно хорошо понимают речь, но сами плохо разговаривают. Длительное время словарный запас ребенка остается на уровне отдельных звуков. Впоследствии речь насыщена оговорками, перестановками.
Афазия — полная утрата способности говорить и/или понимать речь. Возникает у детей после 3-4 лет по причине разрушения корковых центров.
Дизартрия — нарушение звуковоспроизведения по причине патологической иннервации артикуляционного аппарата ребенка.
Выделяют псевдобульбарную, бульбарную, подкорковую и мозжечковую форму дизартрию в зависимости от уровня поражения ЦНС.
Существует классификация задержки речевого развития по Бадаеву:
- ЗПР, связанная с органическим поражением ЦНС. Это может быть афазия, алалия, дизартрия.
- Нарушение речи по причине функциональных нарушений, например, при заикании, мутизме и пр.
- Особенности речи, связанные с аномалиями развития артикуляционного аппарата ребенка.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
Этапы диагностики ЗПР
Для установления задержки психоречевого развития (код по МКБ-10 F80) используется комплексное экспериментальное-психологическое обследование.
Дополнительное назначается проведение общих анализов крови и мочи, биохимическое исследование, ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-КГ, МРТ или КТ по показаниям.
Других специфических методов обследования нет. При необходимости назначаются консультации смежных специалистов — терапевта, невролога, гинеколога и пр.
Как снизить риски медицинских ошибок? Какие алгоритмы медицинских экспертиз одобрил Росздравнадзор?
Образцы документов предоставим в статье журнала «Заместителю Главного врача»
Лечение
Нет каких-либо препаратов, немедикаментозных или хирургических методов лечения, которые используются конкретно при ЗПР (код по МКБ-10 F80).
Читайте также: Тендовагинит правого предплечья код мкб
Основные направления лечения — логопедическая помощь, социальная адаптация в семье и коллективе, психотерапевтическая поддержка ребенка и его близких людей (родителей). Могут использовать музыко-, дельфино-, арттерапия и прочие направления для развития мелкой и крупной моторики.
Дополнительно могут использоваться препараты из группы ноотропов, например, аспарагиновая кислота и ее аналоги и другие.
Профилактика
Профилактика ЗПР заключается в соблюдении режима сна-бодрствования у малыша. Полезно способствовать раннему развитию ребенка, в том числе в условиях специальных школ.
Большое внимание должно уделяться семейным отношениям и методам воспитания.
Важно своевременно выявлять заболевания, которые могут приводить к ЗПР (код по МКБ-10 F80) — приобретенные и врожденные нарушения слуха и пр.
Каждый родитель должен отслеживать появление предречевых реакций у своего ребенка, они должны соответствовать возрасту.
Так, в 1,5-3 месяца ребенок должен начинать гулеть, появляется гукание. К 6 месяцам малыши произносят цепочки из разных звуков, после чего появляется лепет и к году малыш уже повторяет отдельные слова и слоги с разной интонацией.
К 1,5 годам словарный запас ребенка должен включать около 15-20 слов, к 2 годам — 150-300 слов, к 3 — до 1000, к 4000 — до 2000 слов.
Своевременное обращение к специалистам поможет выявить ЗПР на начальном этапе.